Прграмма развития школы:

Programma_razvitiya_Tverdohlebovskoi_srednei_shkoly.doc

Программа развития школы.

«Развитие личностных качеств учащихся в условиях сельской школы»

     Программа развития   МОУ «Твердохлебовская средняя  общеобразовательная школа» – составная часть программы развития образования Богучарского района.

      Актуальность программы  в том, что она органично входит в круг вопросов, поднимаемых современным обществом в плане модернизации сельской школы.

   Ускорение социально-экономического развития села вызвало острую потребность в творчески мыслящих людях, в новаторах,  возросло значение творческого подхода к организации жизнедеятельности сельских тружеников.

   Задача нашей сельской школы -  личностное развитие учащихся через  овладение способами саморазвития, активизирования его инициативности, предприимчивости, развития способности решения проблем и овладения информационными, интеллектуальными и материализующими технологиями, подготовка к приумножению добрых дел и традиций своего народа.

        Здесь мы видим  путь в кардинальной переориентации образования и воспитания на саморазвитие личности на основе современных педагогических и информационных  технологий, что будет являться основой для повышения качества обучения наших учащихся.                                                                                 

I. Проблемы, на решение которых направлена программа развития.

 - Формирование в школе основ саморазвития личности невозможно достичь, используя только традиционные методики обучения. Необходимо использование новых образовательных технологий,  которые позволят учитывать  индивидуальные особенности детей и  более полно развивать  познавательную активность учеников и их личностные качества в процессе обучения и воспитания.

  В современном процессе обучения важно также формирование умения ориентироваться в огромном, растущем потоке информации, умение рационально отбирать необходимое, самостоятельно выстраивать индивидуальную траекторию обучения. В рамках школы это реально  выполнить при информатизации  образовательного процесса.

 - В ходе реализации предыдущей программы развития возникла необходимость коренной перестройки деятельности школы в подготовке  выпускника школы  к социальному, профессиональному и культурному самоопределению,  комплексная подготовка  учащихся к жизненно важному выбору продолжения образования. Предпочтение в решении данной проблемы мы отдаём  предпрофильной подготовке и организации школы полного дня.

- Перед сельской  школой ставится задача формирования у учащихся не просто знаний, умений и навыков, а многофункциональные, надпредметные, базовые компетенции, которые включают систему ценностных ориентаций учащихся, особенности их социального поведения, подготовки их к созидательной трудовой деятельности. Обновление воспитательной деятельности  на основе социального воспитания будет основой для решения данной задачи.

II. Цели  и задачи решения проблем.

   Исходя из анализа образовательной  ситуации в школе и современного состояния образования, стратегических приоритетов и задач, целью программы развития  школы является создание необходимых условий и механизмов  повышения качества образования в школе для развития  личностных качеств учащихся.

Задачи:

1. Освоить и внедрить современные  технологии обучения.

2. Создать условия для информатизации  образовательного процесса.

3. Выявить и апробировать оптимальный вариант организации предпрофильной подготовки в  среднем звене.

4. Создать в школе систему социального воспитания.

Все обозначенные задачи должны решаться во взаимосвязи, только такой подход может принести действительные успехи в повышении эффективности и качества образования учащихся в результате деятельности в рамках программы развития через подпрограммы:

1. Освоение и внедрение современных образовательных технологий.

2. Информатизация образовательного процесса.

3  Введение в школе предпрофильной подготовки (ППП)

4. Создание в школе системы  социального воспитания.

 

1. Освоение и внедрение современных образовательных технологий.

Для современного образования  наиболее актуальны образовательные технологии   личностно-ориентированного обучения и воспитания

 Они в совокупности  реализуют три  главных принципа современного образования - принципы гуманизации  (установление  субъект-субъектных отношений), гуманитаризации («очеловечивание» содержания образования с точки зрения актуализации личностных и социальных смыслов).

Цель: Внедрить современные технологии обучения,  способствующие формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, обеспечивающие возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества.

Задачи:

- углубление уровня понимания современных  образовательных   технологий;

- систематическое применение образовательных технологий в деятельности школы;

- создание системы отслеживания результатов внедрения образовательных технологий;

- организация сотрудничества с учителями района и области;

- обобщение опыта работы педагогов школы по данной деятельности;

- организация творческих отчетов с привлечением родителей, общественности села.

 

Этапы деятельности.

Подготовительный ( сентябрь 2009 – декабрь 2010 г.)

 

Содержание деятельности.

Срок

Ответственные

1)Диагностика готовности педколлектива к внедрению новых образовательных  технологий.

Сентябрь 2009 г.

Рыкунова Г.А.

2) Обновление нормативно-правовой базы

До января 2010 г.

Демченко П.Н.

3) Выбор педагогами темы методической работы и разработка концепций.

Январь- февраль 2010 г.

Руководители МО

4) Создание творческих рабочих групп по проблемам применения современных образовательных технологий.

Февраль-март 2010 г.

Рыкунова Г.А.

5) Налаживание контакта с педагогами других школ.

Март- май 2010 г

Совет школы

6) Разработка диагностических средств оценки результатов деятельности подготовительного этапа.

Май- август 2010 г.

Совет школы

7) Построение концепций воспитательной деятельности  на каждой ступени обучения.

Август- 

 декабрь

2010 г.

Скоморохина Е.В.. Классные руководители

8) Анализ подготовительного этапа.                 Корректировка деятельности

Декабрь 2010 г.

Совет школы

 

Основной (январь 2011г. – декабрь 2012 г.)

1) Проведение научно-практических семинаров по углублению понимания современных образовательных технологий и проблемам их освоения

октябрь 2011 – декабрь 2012 г

Директор,

зам.директора

2) Накопление опыта по освоению современных образовательных технологий педагогами школы.

 В течение года

Учителя- предметники.

3)  Проведение семинара для учителей района.

Ноябрь 2012г.

Директор,

зам.директора

4) Проведение творческих отчетов педагогов.

Апрель

2012 г.

Рыкунова Г.А.

5) Разработка диагностических средств основного этапа

Сентябрь 2011г., 2012 г.

 

Совет школы

6) Разработка рекомендаций по обобщению опыта.

Октябрь- ноябрь 2012 г.

Совет школы.

 

 

Завершающий ( 20013-г)

 

1)  Обобщение опыта педагогов               

Январь- март 2013 г.

Рыкунова Г.А.

2) Корректировка деятельности школы и планирование дальнейшей работы.

Апрель-май 2013 г.

Демченко П.Н.

3) Проведение конференции по освоению педагогических технологий.

2013 год.

Директор, зам.директора

4) Подведение итогов по предпрофильной подготовке в школе.

Май 2013 г.

Директор, зам.директора

5) Выпуск брошюры «Из опыта работы».

2013 г.

Демченко П.Н.

 

Ожидаемые результаты деятельности по внедрению современных технологий:

- повышение  уровня знаний учащихся;

- повышение результативности участия учащихся и педагогов в различных конкурсах;

- создание условий  каждому ученику в выборе траектории  своего развития, профессиональном самоопределении;

- повышение внутренней мотивации к экспериментальной деятельности управленческой команды  и педагогического коллектива;

- повышение эффективности деятельности педагогов  по следующим критериям:

        1) результативность методической работы

        2) профессиональная компетентность

        3) гуманизация

        4) гуманитаризация

        5) развивающая направленность

        6) должностные обязанности

        7) воспитывающая направленность

        8) здоровьесбережение

- повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой;

 

Трудности при достижении результатов:

  • преобладание у педагогов объектного мировоззрения;
  • не все педагоги, в силу привычки преподавать традиционно, будут  включены в экспериментальную работу;
  • отсутствие системы в работе некоторых педагогов.

 

Пути решения трудностей:

  • в рамках экспериментальной работы обновить нормативно-правовую базу;
  • повысить требования к аттестации педагогов;
  • создать условия для самовыражения всем педагогам;
  • создать  оптимальную систему поощрения;
  • разработать концепции преподавания предметов,  воспитательной деятельности с классом;
  • организация системы открытых уроков;
  • личный профессиональный пример управленцев.

 

2.Информатизация образовательного процесса.

    Компьютерное оборудование школы позволяет частично использовать информационные  технологии, накоплен определённый опыт обучения этим технологиям, применения их в преподавании различных предметов. 

  Наличие выхода в Интернет даёт возможность   школе  организовать разнообразную учебную и творческую деятельность педагогов и учащихся.

   В  школе формируется  определённый круг учителей, занимающихся информационными  образовательными технологиями.

  Проводятся компьютерные уроки по различным предметам, наблюдается стремление к внедрению компьютерных технологий в учебную и воспитательную работу через введение интегрированных предметов, психологический мониторинг, новые методы обучения и интеллектуального развития, формы продуктивной деятельности.

Цель деятельности:

   Повышение качества образования путем  информатизации  образовательного процесса.

Задачи:

  • создать совокупность методик применения современных информационных технологий  в различных образовательных областях, оптимальных для нашей школы;
  • разработать методики применения информационной сети  для увеличения интенсивности и обеспечения индивидуализации учебного процесса;
  • обеспечить высокий уровень овладения учителями информационными технологиями;
  • обеспечить рациональное сочетание традиционных, инновационных  и современных информационных методик обучения и воспитания.

 

 

Этапы  реализации программы

 

Содержание

Ожидаемый результат

 

Организационный.

 

 (январь – июнь                  2010 г.)

Создание творческого межпредметного методического объединения учителей, разрабатывающих и реализующих данную программу.

Составление личных творческих планов участников программы на организационный период

Организация занятий по освоению компьютерных технологий с учителями и работниками школы.

Составление плана реализации программы на  учебный год.

Выявление возможностей и желания учителей и учащихся в применении современными ИТ.

Методическое и программное обеспечение информационной деятельности

Проведение открытых уроков и факультативных занятий с применением ИТК.

 

Наличие подпрограммы развития информационной образовательной среды  в каждом методическом объединении.

Оформление личных творческих планов.

Охват всех педагогов  занятиями компьютерными технологиями.

Оформление программ работы в различных образовательных областях.

Оформление конспектов открытых уроков.

 

 

Основной .

 

(сентябрь2010 – май 2012 г.)

Отработка образовательных программ с применением современных информационных технологий.

Отработка рационального сочетания традиционных, инновационных и современных инновационных методик обучения и воспитания.

Создание и реализация единой вертикальной программы освоения курса информатики для   1-11 классов.

Включение педагогов школы в систему Internet – образования, подготовка конкурсных уроков.

Обеспечение компьютерного документооборота.

Отработка системы компьютерного мониторинга.

Мониторинг здоровья.

Контроль за ежедневной нагрузкой, режимом дня.

 

Оформление методических пособий с использованием компьютерных технологий по отдельным учебным предметам и факультативным курсам.

Оформление методического пособия по интеграции курса информатики в другие учебные предметы.

       Мониторинг учащихся.

 

 

Обобщающий.

(2012 – 2013 учебный год)

Мониторинг учащихся, педагогов, работников школы по результатам выполнения программы.

Издание на разных уровнях методических пособий.

Мониторинг здоровья.

Подведение итогов и обобщение результатов.

Издание методических пособий.

Итоговый мониторинг учащихся.

Обеспечение программы.

  • Материально-техническое обеспечение будет осуществляться за счет средств бюджета школы.
  • Оборудование  класса  для учащихся, педагогов (для проведения уроков)  оснащенных современными компьютерами с поддержкой мультимедиа, видеомагнитофоном, проекционной аппаратурой.
  • Подсоединение к сети «Internet» всех школьных компьютеров, подключение к районной  ЦПИ и использования ее ресурсов, работы электронной почты, документооборота с вышестоящими органами управления образования;
  • Обеспечение сетевыми обучающими программами и программами индивидуального пользования для педагогов и учащихся.

       Ожидаемые результаты информатизации образовательного процесса:

После реализации данной программы мы  ожидаем получить следующие результаты:

  • Создание предпосылок для повышения информационной культуры учащихся.
  • Повышение конкурентноспособности выпускников школы
  • Повышение качества управленческих решений за счёт использования более полной и достоверной оперативной информации на всех уровнях образовательного процесса.
  • Обмен опытом педагогической деятельности, представление своих методических разработок в сети.
  • Создание информационных ресурсов. 
  • Участие в создании региональных образовательных информационных ресурсов.
  • Приобщение широких слоёв жителей нашего села к современным формам культурной и деловой активности через знакомство с информационными технологиями.

 

   Возможные отрицательные результаты:

информационная и психическая перегрузка учащихся и педагогов.

Возможные способы коррекции отрицательных результатов:

  • психологические тренинги;
  • работа педагогов, и учащихся для обеспечения оптимальной ежедневной нагрузки и режима дня.

Оформление  результатов, контроль:

  • программно - методическое обеспечение учебного  процесса;
  • методическая база (литература, аудио-видео пособия, компьютерные программы, компьютерная техника и т.д);
  • оформление методик с отправкой в систему Internet – образования;
  • оформление открытых уроков и семинаров;
  • психологический мониторинг учащихся.

3. Введение в школе предпрофильной подготовки (ППП)

     Деятельность школы направлена на создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы. 

   После окончания школы продолжают обучение 87% выпускников, но  лишь около 50% выпускников работают по своей специальности, половина не устроена. Возможные  причины: профессия не востребована по месту жительства, не осознанный выбор профессии (получил по желанию родителей и лишь бы поступить учиться).

    В настоящее время трудоустройство выпускников осложняется и тем, что в нашем селе они не могут найти достойную работу.

   У многих возникают проблемы  самоопределения.

   Возникает необходимость коренной перестройки деятельности школы в подготовке  выпускника школы  к социальному, профессиональному и культурному самоопределению,  необходима комплексная подготовка  учащихся к жизненно важному выбору продолжения образования.

          Программа предпрофильного обучения в школе составлена в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени Богучарского района.

  Цель: Создать  условия учащимся для успешного социального, профессионального и культурного самоопределения.

Задачи:

1.Разработать нормативные и организационные документы для организации ППП в школе.

2. Провести информационно-разъяснительную работу  с педагогами, учащимися, и их родителями, участвующими в ППП.

3. Изучить образовательные запросы учащихся и родителей школы посредством анкетирования и собеседования.

4. Разработать  проект учебного плана предпрофильной подготовки.

5. Организовать  методическое  и психологическое  сопровождение ППП.

6.  Разработать предметные и ориентационные курсы, утвердить  программы, обеспечить их учебно-методическими материалами;

7. Создать  систему отслеживания и контроля введения ППП в школе.

 

                                     Теоретическая основа.

ППП в школе –

система   педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся

основной школы  относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля  и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

    На предпрофильную подготовку   отводим : 102  часа  за счёт школьного компонента (из расчёта 3 часа в неделю по шестидневке для 9 класса), 68 часов за счет школьного компонента ( из расчета 2 часа в неделю для 8 класса)

 1.  Информационный блок - организованное знакомство учащихся 8-9 классов  с местными и областными образовательными учреждениями, изучение условий приёма  и обучения  в  них.

       Проводит классный руководитель на классных часах и во внеурочное время.

2.Курсы по выбору.

Курсы делятся на два основных вида:

1.Предметно-ориентированные. (По 16 часов на курс).

Задачи:

-дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному  предмету;

-уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

-создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

2. Ориентационные курсы. (по 8 часов)

Задачи:

-создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий. Познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространённым профессиям;

-поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым, внутрипрофильной специализации.

3. Профориентационная работа.

Это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, учреждениях профессионального образования.

                             

                                Подготовка к ППП.

•                     1-4 классы - Развивающее обучение

•                     5-7  классы - Формирование устойчивого познавательного интереса

•                     8 - 9 класс - Предпрофильная подготовка (модули общих навыков, курсы по выбору)

 

        Схема внутришкольного взаимодействия по организации ППП.

Классные руководители

Учителя-предметники

 

 

 

 

  8,9 классы

 

 

 

родители уч-ся

Социальный педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Схема внешкольного  взаимодействия

Базовая школа № 2
РОНО

 

 

 

ССШ

ДДТ

Твердохлебовская

школа

 

 

 

 

 

Центр молодежи

ПТУ

 

 

 

Ожидаемые результаты предпрофильной подготовки:

Успешность продолжения образования учащихся после окончания 9 класса:

Профильные классы- 30%.

СУЗы, общеобразовательные классы – 30%.

Начальная профессиональная подготовка – 30%.

Трудоустройство – 10%.

Осознанный выбор профессиональной деятельности –75

Создание в школе системы  социального воспитания.

      Среди важнейших задач воспитания в Концепции модернизации  выделены: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.               

     Воспитательный процесс в сельской школе – это социальное воспитание, осуществляемое не только в школе, но и за ее рамками, не только школой, но и другими организациями и объединениями, для которых воспитание не является основной функцией.

    Процесс социализации сельских  школьников  будет эффективным, если:

- организовать в школе гражданско-правовое воспитание;

- продолжать опираться на этнопедагогические системы работы для целенаправленного приобщения учащихся  к жизни, традициям, быту родного села;

  - осуществлять солидарные действия школы, семьи и социума;

  -обеспечить учащимся  разного возраста возможность широкого выбора видов и форм  включения их в созидательный  труд.

   Создание единого воспитательного пространства на селе является целостной системой воспитания и социализации личности ребенка, эффективность и востребованность которой доказана самой жизнью. В целом наш сельский социум обладает большими возможностями в воспитании личности.

    Обновление  воспитательной системы  разработано на основе реализованной  в 2003 году  программы «Духовное воспитание личности на основе народной культуры» и является продолжением работы над её проектами: Духовное воспитание личности через урок и внеклассную работу; Традиции в народной культуре; В семье наши корни; Создание воспитывающей среды малокомплектной сельской школы, как социокультурный фактор сохранения села.

 

 

Цель:

     Создание в школе системы социального воспитания для личностного развития обучающихся.   

Задачи:

- организация   гражданского и патриотического воспитания учащихся на уроках и во внеклассной деятельности;

- включение обучающихся в общественно значимую трудовую деятельность (совершенствование ученического самоуправления);

- проведение в школе в системе  краеведческой и музейной работы;

- построение системы классных часов и внеклассных мероприятий  по гражданскому и патриотическому воспитанию;

- налаживание совместной деятельности с общественными организациями села и района.

Этапы  деятельности

 

Этап и сроки

 

Содержание

Ответственные

 

Подготовительно - организационный.

(сентябрь 2009 – декабрь  2010 г.)  

 

Создание творческой группы для разработки программы.

Составление плана реализации программы на  учебный год.

Создание методического и программного обеспечения.

 

Директор

 

ОВР

 

Зам директора по УВР

ОВР

 

 

Основной: теоретический и практический

 

(январь 2010 г – май 2011 г.)

  - проведение первых уроков в День знаний, посвященных Родине, героическим страницам ее истории, культуре;

- использование музейного материала и его экспонатов на уроках, факультативных и кружковых занятиях;

- использование на уроках, внеклассных мероприятиях активных форм обучения;

- использование проектных методик при организации КТД;

- организация системы классных часов по темам:

 «Истоки»

 «О доблестях, о подвигах, о славе»

 «С чего начинается Родина?»

-проведение традиционного праздника День чистого источника

  Включение обучающихся в общественно значимую деятельность:

- организация общественно-полезного труда по выращиванию овощей;

 - организация работы совета Доброград;

- проведение конкурсов: «Лучший ученик года», «Лучший отряд Доброграда»;

- проведение историко-патриотических мероприятий:

«Фестиваль патриотической песни», «Вахта памяти», «Смотр строя и песни», «День права»;

- выпуск общешкольной газеты, где отражены мнения ребят по насущным проблемам в контексте гражданско-патриотического воспитания;

- организация шефской помощи ветеранам войны и труженикам тыла;

Организация краеведческой и музейной работы:

- организация работы кружка «Юный следопыт»;

- поиск и сбор материалов для школьного музея;

- организация походов, встреч с людьми;

- организация новых экспозиций выставок, праздников и встреч;

- написание учащимися учебно-исследовательских работ.

Организация совместной деятельности с общественными организациями села и района:

- проведение мероприятий, посвященных Дню Победы, Дню пожилых людей;

- участие в районных смотрах, конкурсах;

Продолжение »