|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Твердохлебовская СОШ»
«Согласовано» Председатель профсоюза ____________Е.Ю._Смоляков
Основная образовательная программа начального общего образования
на 2012 – 2013 учебный год Содержание
1.1 Пояснительная записка 1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования II. Содержательный раздел 2.1 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 2.2 Программы отдельных учебных предметов, курсов 2.3 Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 2.4 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни III. Организационный раздел 3.1 Учебный план начального общего образования 3.2 Создание информационно-образовательной среды начальной школы, ориентированной на достижение новых образовательных результатов Приложения 1.1. Кадровый потенциал образовательной программы 1.2. Непрерывность профессионального развития педагогических работников школы и обеспечение повышения квалификации педагогов. ДОГОВОР О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ казенным ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ «Твердохлебовская СОШ»
1.1 Пояснительная записка Нормативно-правовой и документальной основой Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения ««Твердохлебовская СОШ» являются: Конституция РоссийскойФедерации. Статья 43. 1. Каждый имеет право на образование. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования Закон «Об образовании» Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Статья 8. Понятие системы образования. Статья 9.Образовательная программа. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровней и направленности. Образовательная программа: 1. общеобразовательная (основная и дополнительная) 2. профессиональная (основная и дополнительная) Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. Статья 14. Общие требования к содержанию образования.Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения.Статья 55. Права работников образовательных учреждений.Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. №142 Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов. 2. Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. 3. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2. №2821-10, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011г. Назначение ООП НОО: Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Твердохлебовская СОШ» определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный с:
взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
адекватности и рефлексивности;
В основе реализации ООП лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
Начальная школа МКОУ «Твердохлебовская СОШ» согласно образовательной системы по реализации ФГОС НОО считается малочисленной школой, школой равных возможностей. Школа со смешанным контингентом учащихся. Адаптивность проявляется в ее способности устанавливать соответствие между спектром предлагаемых образовательных услуг и социальными запросами семьи и общества. Миссия школы, согласно программе развития, состоит в обеспечение каждому ребенку индивидуальной траектории развития, поэтому основными приоритетами для начальной школы являются:
Создание комфортных условий для каждого ребенка через использование внутренней и внешней дифференциации в плане обучения и развития творческих способностей. В классах ведётся дополнительная образовательная работа. Идея дополнительных занятий такова – развивать способности и задатки каждого ребенка, при этом, не перегружая его. Сложившаяся система достаточно оптимальна, т.к. в ней разумно сочетаются эстетическое, физическое, умственное развитие ребенка. Дополнительные услуги. В учебном плане дополнительных услуг представлены кружки, на которых дети знакомятся с традициями русского народа, его фольклором; театр кукол, на занятиях которой дети не только поют, но и учатся элементам театрального искусства, танцевальный кружок, учащиеся постигают азы современного эстрадного танца, занимаются шахматами, изучают компьютерные премудрости, изучают иностранные языки, мастерят интереснейшие поделки из различных материалов. Все педагоги представляют рабочие программы курсов. Данная система работы позволяет удовлетворить все потребности развития учащихся. Реализуя требования ФГОС отделение дополнительного образования предоставляет широкий спектр бесплатных кружков. Схема, представленная ниже, позволяет увидеть все направления, по которым ученики могут получить образовательные услуги.
Виды деятельности учащихя.
v Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа). v Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами). v Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и другое). v Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях). v Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях). v Уровень готовности к освоению программы: высокий и средний уровень школьной зрелости, предполагающий фактическое освоение программы первого класса по чтению, русскому языку и математике. Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности: – сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии); – научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения; – научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности; – овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками; – овладеть высшими видами игры: научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии, научиться удерживать правило и следовать ему; – научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте, овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов; – приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии и в социальных практиках; – приобрести опыт взаимодействия с детьми и взрослыми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно, выражать свои мысли и чувства. Полноценным итогом начального обучения является формирование у школьников основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Этапы реализации НОО: В соответствии с возрастными особенностями младших школьников основная образовательная программа начального образования условно делится на три этапа: 1) I этап (первый триместр первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе. В адаптационный период у детей наиболее интенсивно происходит осмысление нового социального положения, закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной деятельности, общению с учителями и одноклассниками, самому пребыванию в школе. Цели: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработать основные правила и нормы школьной жизни. Решение задач данного периода образования решается через программу адаптации детей к школьной жизни «Введение в школьную жизнь» реализуемую педагогом класса. 2) II этап (второй триместр 1-го класса – первое полугодие 4 класса). Его основная цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной деятельности в учебной общности класса. 3) III этап (второе полугодие 4-го года обучения – 5-й год обучения), как и первый, имеет переходный характер. Цель: построить отсутствующий в современной педагогической практике главный, постепенный, не кризисный переход школьников с начальной на основную ступень образования. 1.2 Планируемые результаты освоения основной образовательной программы Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. 1.2.1 Планируемые результаты освоения ООП НОО. 1) личностные результаты:
2) метапредметные результаты: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); 3) предметные результаты: освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. 1.2.2 Особое значение имеют следующие ключевые компетентности, которые должны быть сформированы к концу обучения в начальной школе:1) в отношении предметного мышления (решения задач, проблем):· умение отличать известное от неизвестного;· умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;· умение формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание);· находить информацию, недостающую для решения задачи: |
Обязательные формы и методы контроля | Иные формы учета достижений | ||
Текущая аттестация | Итоговая (четверть, год) аттестация | Урочная аттестация | Внеурочная деятельность |
1 | 2 | 3 | 4 |
Устный опрос | Диагностическая работа | Анализ динамики текущей успеваемости | Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях |
Письменная самостоятельная работа | Контрольная работа | Активность в проектах и программах внеурочной деятельности | |
Диктанты | Диктанты | Творческий отчет | |
Контрольное списывание | Изложение | Портфолио | |
Тестовые задания | Контроль техники чтения | Анализ психолого-педагогических исследований | |
Графическая работа | Итоговое тестирование | ||
Изложение | Комплексное тестирование | ||
Доклад | Защита проекта | ||
Творческая работа – посещение уроков по программам |
| ||
Проектно-исследовательская работа |
Одной из самых действенных оценочных форм для получения интегральных оценок является система «Портфолио».
В МКОУ «Твердохлебовская СОШ» она широко распространена и поддерживается методами стимулирования: по результатам достижений, отражённых в портфолио, ученик награждается . В портфолио представлены не только результаты достижений ученика, выраженных через дипломы, сертификаты, грамоты, благодарственные письма, но и листы самооценки достижений, характеристика педагогов на разных временных отрезках.
В состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью, могут входить:
подборка творческих или исследовательских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии; систематизированные материалы текущей оценки: отдельные листы наблюдений, оценочные листы и материалы видео- и аудио- записей процессов выполнения отдельных видов работ, результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные материалы самоанализа и самооценки; материалы итогового тестирования, результаты выполнения итоговых комплексных работ. Кроме того, в портфолио должны быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности.
В последние годы в портфолио всё чаще включают:
лист наблюдений (он отражает динамику сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков обучения; социальных навыков, коммуникативных навыков);
дневник рефлексий (он отражает меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения).
Этот метод «дневника рефлексий» рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции; на ключевых этапах становления важнейших предметных способов учебных действий, а также с целью самооценки своего поведения. Данная система позволяет говорить о том, что с её помощью может быть обеспечен достаточно сбалансированный взгляд на ребенка, позволяющий проводить его итоговое оценивание на основе результатов внутренней, накопленной за несколько лет обучения, оценки.
Портфолио достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы достижений в школе допускают проведение независимой оценки, например при проведении аттестации педагогов на повышенную категорию ( I. В.КК).
Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию.
На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов