Прграмма развития школы:
Programma_razvitiya_Tverdohlebovskoi_srednei_shkoly.doc
Программа развития школы.
«Развитие личностных качеств учащихся в условиях сельской школы»
Программа развития МОУ «Твердохлебовская средняя общеобразовательная школа» – составная часть программы развития образования Богучарского района.
Актуальность программы в том, что она органично входит в круг вопросов, поднимаемых современным обществом в плане модернизации сельской школы.
Ускорение социально-экономического развития села вызвало острую потребность в творчески мыслящих людях, в новаторах, возросло значение творческого подхода к организации жизнедеятельности сельских тружеников.
Задача нашей сельской школы - личностное развитие учащихся через овладение способами саморазвития, активизирования его инициативности, предприимчивости, развития способности решения проблем и овладения информационными, интеллектуальными и материализующими технологиями, подготовка к приумножению добрых дел и традиций своего народа.
Здесь мы видим путь в кардинальной переориентации образования и воспитания на саморазвитие личности на основе современных педагогических и информационных технологий, что будет являться основой для повышения качества обучения наших учащихся.
I. Проблемы, на решение которых направлена программа развития.
- Формирование в школе основ саморазвития личности невозможно достичь, используя только традиционные методики обучения. Необходимо использование новых образовательных технологий, которые позволят учитывать индивидуальные особенности детей и более полно развивать познавательную активность учеников и их личностные качества в процессе обучения и воспитания.
В современном процессе обучения важно также формирование умения ориентироваться в огромном, растущем потоке информации, умение рационально отбирать необходимое, самостоятельно выстраивать индивидуальную траекторию обучения. В рамках школы это реально выполнить при информатизации образовательного процесса.
- В ходе реализации предыдущей программы развития возникла необходимость коренной перестройки деятельности школы в подготовке выпускника школы к социальному, профессиональному и культурному самоопределению, комплексная подготовка учащихся к жизненно важному выбору продолжения образования. Предпочтение в решении данной проблемы мы отдаём предпрофильной подготовке и организации школы полного дня.
- Перед сельской школой ставится задача формирования у учащихся не просто знаний, умений и навыков, а многофункциональные, надпредметные, базовые компетенции, которые включают систему ценностных ориентаций учащихся, особенности их социального поведения, подготовки их к созидательной трудовой деятельности. Обновление воспитательной деятельности на основе социального воспитания будет основой для решения данной задачи.
II. Цели и задачи решения проблем.
Исходя из анализа образовательной ситуации в школе и современного состояния образования, стратегических приоритетов и задач, целью программы развития школы является создание необходимых условий и механизмов повышения качества образования в школе для развития личностных качеств учащихся.
Задачи:
1. Освоить и внедрить современные технологии обучения.
2. Создать условия для информатизации образовательного процесса.
3. Выявить и апробировать оптимальный вариант организации предпрофильной подготовки в среднем звене.
4. Создать в школе систему социального воспитания.
Все обозначенные задачи должны решаться во взаимосвязи, только такой подход может принести действительные успехи в повышении эффективности и качества образования учащихся в результате деятельности в рамках программы развития через подпрограммы:
1. Освоение и внедрение современных образовательных технологий.
2. Информатизация образовательного процесса.
3 Введение в школе предпрофильной подготовки (ППП)
4. Создание в школе системы социального воспитания.
1. Освоение и внедрение современных образовательных технологий.
Для современного образования наиболее актуальны образовательные технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания
Они в совокупности реализуют три главных принципа современного образования - принципы гуманизации (установление субъект-субъектных отношений), гуманитаризации («очеловечивание» содержания образования с точки зрения актуализации личностных и социальных смыслов).
Цель: Внедрить современные технологии обучения, способствующие формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, обеспечивающие возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества.
Задачи:
- углубление уровня понимания современных образовательных технологий;
- систематическое применение образовательных технологий в деятельности школы;
- создание системы отслеживания результатов внедрения образовательных технологий;
- организация сотрудничества с учителями района и области;
- обобщение опыта работы педагогов школы по данной деятельности;
- организация творческих отчетов с привлечением родителей, общественности села.
Этапы деятельности.
Подготовительный ( сентябрь 2009 – декабрь 2010 г.)
Содержание деятельности. | Срок | Ответственные |
1)Диагностика готовности педколлектива к внедрению новых образовательных технологий. | Сентябрь 2009 г. | Рыкунова Г.А. |
2) Обновление нормативно-правовой базы | До января 2010 г. | Демченко П.Н. |
3) Выбор педагогами темы методической работы и разработка концепций. | Январь- февраль 2010 г. | Руководители МО |
4) Создание творческих рабочих групп по проблемам применения современных образовательных технологий. | Февраль-март 2010 г. | Рыкунова Г.А. |
5) Налаживание контакта с педагогами других школ. | Март- май 2010 г | Совет школы |
6) Разработка диагностических средств оценки результатов деятельности подготовительного этапа. | Май- август 2010 г. | Совет школы |
7) Построение концепций воспитательной деятельности на каждой ступени обучения. | Август- декабрь 2010 г. | Скоморохина Е.В.. Классные руководители |
8) Анализ подготовительного этапа. Корректировка деятельности | Декабрь 2010 г. | Совет школы |
Основной (январь 2011г. – декабрь 2012 г.)
1) Проведение научно-практических семинаров по углублению понимания современных образовательных технологий и проблемам их освоения | октябрь 2011 – декабрь 2012 г | Директор, зам.директора |
2) Накопление опыта по освоению современных образовательных технологий педагогами школы. | В течение года | Учителя- предметники. |
3) Проведение семинара для учителей района. | Ноябрь 2012г. | Директор, зам.директора |
4) Проведение творческих отчетов педагогов. | Апрель 2012 г. | Рыкунова Г.А. |
5) Разработка диагностических средств основного этапа | Сентябрь 2011г., 2012 г. |
Совет школы |
6) Разработка рекомендаций по обобщению опыта. | Октябрь- ноябрь 2012 г. | Совет школы.
|
Завершающий ( 20013-г)
1) Обобщение опыта педагогов | Январь- март 2013 г. | Рыкунова Г.А. |
2) Корректировка деятельности школы и планирование дальнейшей работы. | Апрель-май 2013 г. | Демченко П.Н. |
3) Проведение конференции по освоению педагогических технологий. | 2013 год. | Директор, зам.директора |
4) Подведение итогов по предпрофильной подготовке в школе. | Май 2013 г. | Директор, зам.директора |
5) Выпуск брошюры «Из опыта работы». | 2013 г. | Демченко П.Н. |
Ожидаемые результаты деятельности по внедрению современных технологий:
- повышение уровня знаний учащихся;
- повышение результативности участия учащихся и педагогов в различных конкурсах;
- создание условий каждому ученику в выборе траектории своего развития, профессиональном самоопределении;
- повышение внутренней мотивации к экспериментальной деятельности управленческой команды и педагогического коллектива;
- повышение эффективности деятельности педагогов по следующим критериям:
1) результативность методической работы
2) профессиональная компетентность
3) гуманизация
4) гуманитаризация
5) развивающая направленность
6) должностные обязанности
7) воспитывающая направленность
8) здоровьесбережение
- повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой;
Трудности при достижении результатов:
- преобладание у педагогов объектного мировоззрения;
- не все педагоги, в силу привычки преподавать традиционно, будут включены в экспериментальную работу;
- отсутствие системы в работе некоторых педагогов.
Пути решения трудностей:
- в рамках экспериментальной работы обновить нормативно-правовую базу;
- повысить требования к аттестации педагогов;
- создать условия для самовыражения всем педагогам;
- создать оптимальную систему поощрения;
- разработать концепции преподавания предметов, воспитательной деятельности с классом;
- организация системы открытых уроков;
- личный профессиональный пример управленцев.
2.Информатизация образовательного процесса.
Компьютерное оборудование школы позволяет частично использовать информационные технологии, накоплен определённый опыт обучения этим технологиям, применения их в преподавании различных предметов.
Наличие выхода в Интернет даёт возможность школе организовать разнообразную учебную и творческую деятельность педагогов и учащихся.
В школе формируется определённый круг учителей, занимающихся информационными образовательными технологиями.
Проводятся компьютерные уроки по различным предметам, наблюдается стремление к внедрению компьютерных технологий в учебную и воспитательную работу через введение интегрированных предметов, психологический мониторинг, новые методы обучения и интеллектуального развития, формы продуктивной деятельности.
Цель деятельности:
Повышение качества образования путем информатизации образовательного процесса.
Задачи:
- создать совокупность методик применения современных информационных технологий в различных образовательных областях, оптимальных для нашей школы;
- разработать методики применения информационной сети для увеличения интенсивности и обеспечения индивидуализации учебного процесса;
- обеспечить высокий уровень овладения учителями информационными технологиями;
- обеспечить рациональное сочетание традиционных, инновационных и современных информационных методик обучения и воспитания.
Этапы реализации программы
| Содержание | Ожидаемый результат |
Организационный.
(январь – июнь 2010 г.) | Создание творческого межпредметного методического объединения учителей, разрабатывающих и реализующих данную программу. Составление личных творческих планов участников программы на организационный период Организация занятий по освоению компьютерных технологий с учителями и работниками школы. Составление плана реализации программы на учебный год. Выявление возможностей и желания учителей и учащихся в применении современными ИТ. Методическое и программное обеспечение информационной деятельности Проведение открытых уроков и факультативных занятий с применением ИТК.
| Наличие подпрограммы развития информационной образовательной среды в каждом методическом объединении. Оформление личных творческих планов. Охват всех педагогов занятиями компьютерными технологиями. Оформление программ работы в различных образовательных областях. Оформление конспектов открытых уроков.
|
Основной .
(сентябрь2010 – май 2012 г.) | Отработка образовательных программ с применением современных информационных технологий. Отработка рационального сочетания традиционных, инновационных и современных инновационных методик обучения и воспитания. Создание и реализация единой вертикальной программы освоения курса информатики для 1-11 классов. Включение педагогов школы в систему Internet – образования, подготовка конкурсных уроков. Обеспечение компьютерного документооборота. Отработка системы компьютерного мониторинга. Мониторинг здоровья. Контроль за ежедневной нагрузкой, режимом дня.
| Оформление методических пособий с использованием компьютерных технологий по отдельным учебным предметам и факультативным курсам. Оформление методического пособия по интеграции курса информатики в другие учебные предметы. Мониторинг учащихся.
|
Обобщающий. (2012 – 2013 учебный год) | Мониторинг учащихся, педагогов, работников школы по результатам выполнения программы. Издание на разных уровнях методических пособий. Мониторинг здоровья. Подведение итогов и обобщение результатов. | Издание методических пособий. Итоговый мониторинг учащихся. |
Обеспечение программы.
- Материально-техническое обеспечение будет осуществляться за счет средств бюджета школы.
- Оборудование класса для учащихся, педагогов (для проведения уроков) оснащенных современными компьютерами с поддержкой мультимедиа, видеомагнитофоном, проекционной аппаратурой.
- Подсоединение к сети «Internet» всех школьных компьютеров, подключение к районной ЦПИ и использования ее ресурсов, работы электронной почты, документооборота с вышестоящими органами управления образования;
- Обеспечение сетевыми обучающими программами и программами индивидуального пользования для педагогов и учащихся.
Ожидаемые результаты информатизации образовательного процесса:
После реализации данной программы мы ожидаем получить следующие результаты:
- Создание предпосылок для повышения информационной культуры учащихся.
- Повышение конкурентноспособности выпускников школы
- Повышение качества управленческих решений за счёт использования более полной и достоверной оперативной информации на всех уровнях образовательного процесса.
- Обмен опытом педагогической деятельности, представление своих методических разработок в сети.
- Создание информационных ресурсов.
- Участие в создании региональных образовательных информационных ресурсов.
- Приобщение широких слоёв жителей нашего села к современным формам культурной и деловой активности через знакомство с информационными технологиями.
Возможные отрицательные результаты:
информационная и психическая перегрузка учащихся и педагогов.
Возможные способы коррекции отрицательных результатов:
- психологические тренинги;
- работа педагогов, и учащихся для обеспечения оптимальной ежедневной нагрузки и режима дня.
Оформление результатов, контроль:
- программно - методическое обеспечение учебного процесса;
- методическая база (литература, аудио-видео пособия, компьютерные программы, компьютерная техника и т.д);
- оформление методик с отправкой в систему Internet – образования;
- оформление открытых уроков и семинаров;
- психологический мониторинг учащихся.
3. Введение в школе предпрофильной подготовки (ППП)
Деятельность школы направлена на создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками школы.
После окончания школы продолжают обучение 87% выпускников, но лишь около 50% выпускников работают по своей специальности, половина не устроена. Возможные причины: профессия не востребована по месту жительства, не осознанный выбор профессии (получил по желанию родителей и лишь бы поступить учиться).
В настоящее время трудоустройство выпускников осложняется и тем, что в нашем селе они не могут найти достойную работу.
У многих возникают проблемы самоопределения.
Возникает необходимость коренной перестройки деятельности школы в подготовке выпускника школы к социальному, профессиональному и культурному самоопределению, необходима комплексная подготовка учащихся к жизненно важному выбору продолжения образования.
Программа предпрофильного обучения в школе составлена в соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени Богучарского района.
Цель: Создать условия учащимся для успешного социального, профессионального и культурного самоопределения.
Задачи:
1.Разработать нормативные и организационные документы для организации ППП в школе.
2. Провести информационно-разъяснительную работу с педагогами, учащимися, и их родителями, участвующими в ППП.
3. Изучить образовательные запросы учащихся и родителей школы посредством анкетирования и собеседования.
4. Разработать проект учебного плана предпрофильной подготовки.
5. Организовать методическое и психологическое сопровождение ППП.
6. Разработать предметные и ориентационные курсы, утвердить программы, обеспечить их учебно-методическими материалами;
7. Создать систему отслеживания и контроля введения ППП в школе.
Теоретическая основа.
ППП в школе –
система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся
основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).
На предпрофильную подготовку отводим : 102 часа за счёт школьного компонента (из расчёта 3 часа в неделю по шестидневке для 9 класса), 68 часов за счет школьного компонента ( из расчета 2 часа в неделю для 8 класса)
1. Информационный блок - организованное знакомство учащихся 8-9 классов с местными и областными образовательными учреждениями, изучение условий приёма и обучения в них.
Проводит классный руководитель на классных часах и во внеурочное время.
2.Курсы по выбору.
Курсы делятся на два основных вида:
1.Предметно-ориентированные. (По 16 часов на курс).
Задачи:
-дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
-уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
-создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
2. Ориентационные курсы. (по 8 часов)
Задачи:
-создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий. Познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространённым профессиям;
-поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым, внутрипрофильной специализации.
3. Профориентационная работа.
Это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, учреждениях профессионального образования.
Подготовка к ППП.
• 1-4 классы - Развивающее обучение
• 5-7 классы - Формирование устойчивого познавательного интереса
• 8 - 9 класс - Предпрофильная подготовка (модули общих навыков, курсы по выбору)
Схема внутришкольного взаимодействия по организации ППП.
|
|
|
|
|
Схема внешкольного взаимодействия
|
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты предпрофильной подготовки:
Успешность продолжения образования учащихся после окончания 9 класса:
Профильные классы- 30%.
СУЗы, общеобразовательные классы – 30%.
Начальная профессиональная подготовка – 30%.
Трудоустройство – 10%.
Осознанный выбор профессиональной деятельности –75
Создание в школе системы социального воспитания.
Среди важнейших задач воспитания в Концепции модернизации выделены: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательный процесс в сельской школе – это социальное воспитание, осуществляемое не только в школе, но и за ее рамками, не только школой, но и другими организациями и объединениями, для которых воспитание не является основной функцией.
Процесс социализации сельских школьников будет эффективным, если:
- организовать в школе гражданско-правовое воспитание;
- продолжать опираться на этнопедагогические системы работы для целенаправленного приобщения учащихся к жизни, традициям, быту родного села;
- осуществлять солидарные действия школы, семьи и социума;
-обеспечить учащимся разного возраста возможность широкого выбора видов и форм включения их в созидательный труд.
Создание единого воспитательного пространства на селе является целостной системой воспитания и социализации личности ребенка, эффективность и востребованность которой доказана самой жизнью. В целом наш сельский социум обладает большими возможностями в воспитании личности.
Обновление воспитательной системы разработано на основе реализованной в 2003 году программы «Духовное воспитание личности на основе народной культуры» и является продолжением работы над её проектами: Духовное воспитание личности через урок и внеклассную работу; Традиции в народной культуре; В семье наши корни; Создание воспитывающей среды малокомплектной сельской школы, как социокультурный фактор сохранения села.
Цель:
Создание в школе системы социального воспитания для личностного развития обучающихся.
Задачи:
- организация гражданского и патриотического воспитания учащихся на уроках и во внеклассной деятельности;
- включение обучающихся в общественно значимую трудовую деятельность (совершенствование ученического самоуправления);
- проведение в школе в системе краеведческой и музейной работы;
- построение системы классных часов и внеклассных мероприятий по гражданскому и патриотическому воспитанию;
- налаживание совместной деятельности с общественными организациями села и района.
Этапы деятельности
Этап и сроки |
Содержание | Ответственные |
Подготовительно - организационный. (сентябрь 2009 – декабрь 2010 г.)
| Создание творческой группы для разработки программы. Составление плана реализации программы на учебный год. Создание методического и программного обеспечения.
| Директор
ОВР
Зам директора по УВР ОВР |
Основной: теоретический и практический
(январь 2010 г – май 2011 г.) | - проведение первых уроков в День знаний, посвященных Родине, героическим страницам ее истории, культуре; - использование музейного материала и его экспонатов на уроках, факультативных и кружковых занятиях; - использование на уроках, внеклассных мероприятиях активных форм обучения; - использование проектных методик при организации КТД; - организация системы классных часов по темам: «Истоки» «О доблестях, о подвигах, о славе» «С чего начинается Родина?» -проведение традиционного праздника День чистого источника Включение обучающихся в общественно значимую деятельность: - организация общественно-полезного труда по выращиванию овощей; - организация работы совета Доброград; - проведение конкурсов: «Лучший ученик года», «Лучший отряд Доброграда»; - проведение историко-патриотических мероприятий: «Фестиваль патриотической песни», «Вахта памяти», «Смотр строя и песни», «День права»; - выпуск общешкольной газеты, где отражены мнения ребят по насущным проблемам в контексте гражданско-патриотического воспитания; - организация шефской помощи ветеранам войны и труженикам тыла; Организация краеведческой и музейной работы: - организация работы кружка «Юный следопыт»; - поиск и сбор материалов для школьного музея; - организация походов, встреч с людьми; - организация новых экспозиций выставок, праздников и встреч; - написание учащимися учебно-исследовательских работ. Организация совместной деятельности с общественными организациями села и района: - проведение мероприятий, посвященных Дню Победы, Дню пожилых людей; - участие в районных смотрах, конкурсах; |
|